Участники Ассоциации

РЫНОК ПОЛИМЕРНОЙ ТЕПЛОИЗОЛЯЦИИ

Плохая теплоизоляция фасадов и крыш приводит к неоправданным теплопотерям и росту расходов на отопление на
30-40 %. Это давно поняли владельцы малоэтажного частного жилья, и все больше и больше прихо
дят к этому и жители многоквартирных домов.

Мировой рынок

По оценкам экспертов, мировой рынок пенополистирола будет при­растать в среднем на 8,3 % в год и к 2020 году достигнет отметки в 22 млрд долларов США. Что говорит о его широком применении.

Самыми крупными потребителями строительного пенополистирола на сегодняшний день являются США и Западная Европа (Франция, Италия, Германия). По данным аналитиче­ской компании Sinergy Consulting, на конец 2010 года в Западной Европе пенополистирол среди других тепло­изоляционных материалов занимал нишу в 26,5 %. Сегодня эта цифра, по разным данным, перевалила за 55 %.

динамика структуры ТИМ в сегменте "мокрый фасад"

Среди европейских стран-потребителей лидером выступает Германия – на нее приходится 48 % всего прода­ваемого в Европе пенополистирола. Дело в том, что огромное внимание немцы уделяют энергоэффективно­сти, и потому стремятся всеми силами снизить затраты на отопление. В этом контексте пенополистирол подтвер­дил свои уникальные теплоизоляци­онные свойства, практически вытес­нив с немецкого рынка другие ТИМ. С 2012 года пенополистирол стабильно занимает место приоритетного ма­териала для теплоизоляции зданий, покрывая 87 % всех теплоизоляцион­ных нужд в Германии, при этом ми­неральная вата используется лишь в 12 % случаев.

В США и Канаде пенополистирол также является достаточно попу­лярным теплоизоляционным мате­риалом. На это, в первую очередь, влияет его низкая цена и простота использования (не требует длитель­ного многоэтапного монтажа и при­менения дополнительных гидроизо­ляционных материалов. Позволяет возвести сооружение за один сезон).

Интересно, что пенополистирол пользуется большим спросом не только в странах с холодным клима­том, но и там, где практически кру­глый год лето. Например, в Турции около 90 % домов, построенных по­сле 2010 года, утеплены именно пе­нополистиролом.

Даже в Саудовской Аравии этот теплоизоляционный материал стал популярен: выяснилось, что затраты на кондиционирование помещения снижаются почти втрое, если при об­шивке фасадов и крыш использовать пенополистирол.

Водостойкие свойства пенопо­листирола высоко оценили в стра­нах Юго-Восточной Азии. Поскольку здесь имеется традиция строить пла­вучие дома или на сваях, поэтому во­прос гидроизоляции становится од­ним из основных. В последние десять лет в Китае, во Вьетнаме, на Тайва­не, в Таиланде, в Индонезии и в Ма­лайзии пенополистирол выходит на лидирующие позиции среди всех те­плоизоляционных материалов.

Тенденции отечественного рынка

Геополитические и макроэкономиче­ские проблемы в стране заметно повлияли на основной рынок сбыта теплоизо­ляционных материалов – капитальное строительство.

рынок ТИМ Украины в 2015 г. объем и долевое распределение

Главный рынок сбыта ТИМ – строи­тельная индустрия – в 2015 году продолжила падение, и по данным агентства PAU, объем выполненных строительных работ за этот период составил 56 млрд грн. (-15) % к 2014, за счет: (-4) % жилое строительство, (-18) % коммерческое строительство, (-19) % инфраструктур­ное строительство.

динамика рынка ТИМ и рынка ТИМ в сегменте "мокрый фасад", 2011-2015 ггСнижение количества возведенных объектов уменьшило спрос на ТИМ (-3,9 % по отношению к 2014 году) и привело к усилению конкуренции меж­ду различными видами теплоизоляции. По итогам 2015 года рынок ТИМ Украи­ны составил 7,9 млн м3, который, прак­тически в равной степени, делят между собой каменная вата (37 %), стекловата (27 %) и пенополистирол (EPS) (31 %). Экструдированный пенополистирол (XPS) в общей доле рынка занял 5 %.

Последние три года рынок ТИМ Укра­ины демонстрирует нестабильную дина­мику. То растет, то падает. На это влияет целый ряд факторов. К примеру, рост рынка в 2014 году был последствием резкого увеличения тарифов на энер­гоносители для населения, а падение в 2015 году – снижения платежеспособ­ности населения в результате резкой де­вальвации гривны и нестабильной экономической и политической ситуации в стране. Следует отметить, что, по сути, эта динамика является положительной, если рассматривать ее в контексте всей строительной отрасли, где другие сегменты падают еще больше. 

динамика рынка ТИМ Украины, 2011-2015, млн м3

Темпы прироста снижаются абсо­лютно по всем сегментам рынка теплоизоляционных материалов. И только сегмент каменной ваты на протяжении последних пяти лет не входил в отри­цательную динамику. В сегментах сте­кловаты и EPS темпы прироста стали отрицательными. По итогам 2015 года EPS то падает, то снова растет, и такая динамика обусловлена всплеском ак­тивности населения в утеплении. 

динамика долей основных типов ТИМ 2010-2015

На протяжении последних пяти лет на рынке ТИМ произошли структурные изменения. Если ТИМ на основе пено­полистирола (EPS и XPS) практически сохранил свою долю на рынке и зани­мает 32 %, то каменная вата перешла в лидеры рынка за счет вытеснения сте­кловаты в сегменте легких ват и за счет активного утепления фасадов.

Главным драйвером на рынке ТИМ Украины являются все же фасады. Это единственный растущий сегмент, кото­рый в 2015 году показал рост на 30 %, даже несмотря на то, что общий ры­нок ТИМ упал на 2,7 %. Рост в сегменте утепления в 2015 году произошел в ос­новном за счет потребления каменной ваты. Хотя EPS по-прежнему занимает основную долю в сегменте фасадного утепления «мокрый метод», но за 5 лет его доля снизилась с 88,6 до 77,2 %, а это практически на 10 пунктов.

По оценкам экспертов, в 2016-2017 гг. фасадное утепление продолжит оста­ваться ключевым сегментом роста рынка ТИМ Украины за счет увеличения пло­щади утепления и роста теплоизоляци­онного слоя в системах. Ключевым этот рост будет также в частном секторе.

Иван Король, руководитель отдела сбыта ООО "Евробуд Вест Трейд"

Из положительных моментов на отечественном рынке ТИМ следует отметить то, что за последние 5 лет мы на­блюдаем увеличение роста теплоизо­ляционного слоя. Хотя он еще далек от требуемых норм, но есть тенденция к его увеличению.

На то, что рынок ППС заметно «про­сел», конечно, повлияла и волатильность валютных курсов, и повышение ставки рефинансирования (увеличе­ние стоимости заемных средств) грив­ны, и нехватка сырья. Ведь реализу­емое ранее в Украине отечественное сырье стало недоступным из-за закры­тия производства в Горловке, а им­портируемое из Азии и Европы, сами понимаете, по очень высоким ценам, что повлияло на удорожание конечно­го продукта. Так что дефицит сырья в 2015 году ощущался достаточно силь­но, даже при падении спроса на пено­полистирол.

Георгий Полити, генеральный директор ЧП "Сонант"

В связи со сложившейся ситуацией большинство производителей теплоизоляционных материалов отказались от расширения мощностей и стараются максимально рационально использо­вать имеющиеся.

Анализируя рынок полимерных те­плоизоляционных материалов, нельзя не вспомнить и вопрос о надуманных фактах, которые вынуждают неосведомленного потребителя отказываться от применения данной группы това­ров. Прежде всего, это токсичность и горючесть пенополистирола.

При этом, Международный стро­ительный код (IRC) классифицирует пенополистирол как один из наибо­лее энергоэффективных и экологиче­ски чистых утеплителей. В этом ТИМе по определению нет ни хлора, ни фе­нолов – токсинов, которыми порой «фонят» некачественные отделочные или строительные материалы. Имен­но поэтому британский рейтинг экологичности (BRE) маркирует его высшим классом экобезопасности – А+. Еще один важный момент, свидетельству­ющий о высокой степени безопасности материала: при монтаже утепления с ним можно работать без специальных защитных средств. Он химически ней­трален, при резке плит из пенополи­стирола не образуется опасной пыли или волокон, вредящих легким и ды­хательным путям. Хранение ППС также не требует особых условий – на нем не образуется плесени и грибков.

Но основное достоинство ППС – это отличные теплоизоляционные характеристики при малом весе, хорошей прочности материала и низких ценах. Значение коэффициента тепло­проводности составляет от 0,031 до 0,044 Вт/ (мК) и зависит от марок. При этом ППС является конструкционным материалом, который обладает стой­костью к разнонаправленным деформациям, позволяющим применять его в качестве несъемной опалубки. Он характеризуется малым водопогло­щением, и это дает защиту от проникновения влажности. Также ППС обла­дает отличными звукоизолирующими свойствами от ударного шума.


У пенополистирола есть будущее

Эксперты утверждают, что уже с середины 2016 года отечественные производители пенополистирола по­кажут или приблизятся к положи­тельной динамике. Ведь даже если в Украине затормозилась «большая стройка», то народ все равно стро­ится. Частный застройщик всегда считает свои деньги: и когда строит, и когда эксплуатирует. Пенополи­стирол очень востребован в мало­этажном частном домостроении – для утепления фундаментов, фасадов, перекрытий и кровель. Не стоит также забывать и о тренде энергоэффективности, который сейчас имеет место в Украине, и о росте тарифов на энер­гоносители.

Татьяна Осиняя, директор по продажам TM Penoboard

К драйверам рынка ТИМ Украины относятся и программы по стимули­рованию населения в использовании энергоэффективных решений («Теплые кредиты» – госпрограмма, IQ Energy – программа ЕБРР), рост объема утепления фасадов населением, увеличение средней толщины теплоизоляционного слоя в фасадных системах и прочее.

Алена Шевчук, исполнительный директор Ассоциации "Производители пенопласта" Украины

Немалую роль в продвижении повы­шения энергетической эффективности зданий и, соответственно, в продвиже­нии ТИМ играют отраслевые организации, которые разрабатывают и внедряют в жизнь мероприятия, направленные на снятие технических, регуляторных, ин­формационных и иных барьеров повы­шения энергетической эффективности при проектировании, строительстве, экс­плуатации и проведении капитального ремонта зданий, строений и сооруже­ний. И если государство поддержит все эти стремления и на законодательном уровне повлияет на обеспечение рацио­нального использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов ка­питального строительства за счет уста­новления требований энергетической эффективности зданий, строений, со­оружений; снижения платежной нагрузки на население за коммунальные ус­луги за счет повышения энергетической эффективности в жилищном фонде, в том числе путем проведения капиталь­ных ремонтов многоквартирных домов и развития энергосервиса в жилищном фонде; увеличения объема проектиро­вания и строительства зданий, строений, сооружений высокой энергетической эффективности и т. д., то это поспособ­ствует как росту энергоэффективности отечественной промышленности и ЖКХ, так и росту потребления ППС. А актуа­лизация нормативно-правовой базы в соответствии с наилучшими мировыми научно-техническими достижениями, передовым опытом и практиками соз­даст предпосылки для качественного и количественного роста рынка ТИМ в Украине в последующие годы.


Надежда Дударева
Капстроительство №5, 2016

При оформлении инфографики были использованы данные Агентства индустриального маркетинга