Участники Ассоциации

ИТОГИ КРУГЛОГО СТОЛА

Круглый стол «Кто возьмет на себя ответственность за реализацию программы энергоффективности в Украине?» – это первое мероприятие в рамках социально-информационного проекта «От энергоэффективности – к энергонезависимости».

В рамках проекта готовится проведение ряда круглых столов, конференций, форумов, которые посвящены вопросам эффективного энергоиспользования, энергоменеджмента и механизмам, которые призваны этот процесс регулировать и стимулировать. 

Инициатором и организатором круглого стола является строительный портал bprice.ua при партнерстве Ассоциации «Производители пенопласта» Украины.

реализация программы энергоффективности в Украине

Вопреки сложившемуся мнению, что об энергоэффективности в наше время не говорит только ленивый, приходится отметить, что существует большое количество программ, как на государственном уровне, так и на уровне общественных организаций - проблемой занимаются долгое время многие структуры - стоит отметить определенную разрозненность этих действий, отсутствие координации и системности. Нет того революционного движения, которое требует текущий момент. За последние полгода ситуация в стране кардинально изменилась не в лучшую сторону – появилось очень много вызовов, на которые приходится отвечать и бизнесу, и власти. В таких условиях еще никто не работал за все годы независимости Украины. Эта ситуация подтверждается и тем, что на сегодня при Президенте Украины создан Национальный совет реформ. «Президент Украины утвердил Национальный совет реформ и главными задачами этого Совета являются стратегическое планирование, согласованное внедрение в Украине единой государственной политики реформ и их реализации». 

Очевидно, что необходима координация действий для реализации реформ, осуществляющихся в стране. Цель данного круглого стола – объединить усилия экспертов, организаций, представителей органов власти, научных организаций в вопросе реализации программы энергоэффективности. Время не ждет. 

Стоит отметить, в последнее время все больший интерес к данной проблеме возникает и со стороны, населения, конечного потребителя. И это понятно, потому что только за последние пару месяцев повысились тарифы и на тепло, и на электроэнергию. То есть государство постепенно уходит от механизмов дотации данной сферы жизнедеятельности.

Также заметно активизировался и бизнес. Для бизнеса эффективное энергоиспользование – это сейчас вопрос выживания, а не вопрос экономии ресурсов. К тому же возрастает и социальная ответственность бизнеса за использование ресурсов и устойчивое развитие экономики. 

Участники круглого стола «Кто возьмет на себя ответственность за реализацию программы энергоффективности в Украине?» ответили на важные вопросы внедрения существующих государственных программ энергоэффективности и раскрыли проблемы их реализации при существующих внешних и внутренних условиях.

«Обзор существующих целевых методик внедрения программ по энергоэффективности в Украине»

Максим Кисимес
Максим Кисимес, заместитель Директора Департамента государственного регулирования, начальник отдела программ мониторинга показателей энергоэффективности, Государственное агентство энергоэффективности и энергосбережения Украины:

«Вопрос стоимости энергоносителей является главным аспектом для стимулирования внедрения энергоэффективных технологий, повышения энергоэффективности, сбережения энергоресуросов. Фактор внедрения энергоэффектвиности, в свою очередь, на сегодня должен рассматриваться как толчок для введения новой модели отечественной экономики в плане модернизации систем энергоиспользования, в том числе, для улучшения социальных стандартов общества.

В целом можно выделить три основных направления реализации программы: нормативно-правовое, зону бизнеса и популяризацию энергоэффективности среди населения.

Для изменения ситуации в сфере внедрения энергоэффективных технологий стоит обратить внимание на Закон Украины «Об энергосбережении», который уже морально устарел. В обновленном Законе бизнес должен взять на себя обязательство достичь прогрессивных показателей энергоэффективности, в случае получения преференций от государства.

На сегодня техническая база экономики в плане энергоэффективности имеет неудовлетворительную оценку: устарелые технологии, оборудование, замедленные темпы модернизации и обновления основных фондов. В результате чего динамика использования энергоресурсов увеличивается. Это влияет на себестоимость продукции и конкурентноспособность экономики в целом.»

«Стратегия Минрегиона внедрения энергоэффективности в строительной отрасли, налаживание системного подхода по решению вопросов, которые отвечают за внедрение законов и механизмов по энергоэффективности»

Игорь Новак
Игорь Новак, начальник отдела развития стройиндустрии и нормативно-юридического обеспечения промышленности
строительных материалов Департамента Министерства регионального развития и ЖКХ Украины:
 

«Общим вопросом государственного значения остается повышение энергоэффективности в строительстве. В условиях устойчивого повышения общемировых цен на углеводородные ресурсы становится насущной проблемой снижение потребления энергетических ресурсов в отраслях национальной экономики, в том числе в строительстве и смежной с ним жилищно-коммунальной сферой, которые в Украине потребляют до 40% от общего потребления топливно-энергетических ресурсов.

Согласно своей компетенции Минрегион осуществляет нормативно-методическое обеспечение строительной отрасли Украины, в том числе - в части повышения энергоэффективности жилых зданий и обществненных сооружений.

Для повышения энергоэффективности жилых и общественных зданий внесены изменения в базовые нормативные документы по вопросам энергоэффективности, а именно, государственные строительные нормы для оборудования зданий и сооружений, отопления, вентиляции и кондиционирования.

Следующим этапом развития нормативной базы является гармонизация национальных законодательных и нормативных документов требованиям директив и стандартов ЕС. За основу системы развития принимаются требования европейской Директивы по энергоэффективности зданий (EPBD) 2010/31/EU. 

Первоочередной задачей в этом контексте определена разработка законопроекта об энергетической эффективности зданий с учетом требований Директивы: 

1. Министерство совместно с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики осуществляло сопровождение представления для рассмотрения Верховной Радой Украины проекта Закона Украины «Об энергетической эффективности жилых и общественных зданий» (регистрационный номер 0656).

10 января 2013 на заседании Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики принято решение рекомендовать Верховной Раде Украины принять законопроект во втором чтении и в целом как Закон. 

Указанный законопроект 23 мая 2013 был включен в повестку дня пленарного заседания Верховной Рады Украины, однако, рассмотрен не был.

2. Проект Закона Украины «О Техническом регламенте домов, зданий, сооружений, линейных объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и строительных изделий». 

Указанный законопроект устанавливает основные требования к процедурам технической апробации строительных изделий, в том числе по вопросам энергосбережения).

Сейчас в разработке Министерства находится актуальнейший проект закона «Об энергетической эффективности зданий», который разрабатывается ведомственным НТЦ по вопросам энергоэффективности в строительстве.»

«Государственная нормативная и законодательная база по энергоэффективности зданий»

Геннадий Фаренюк
Геннадий Фаренюк, директор Государственного научно-исследовательского
института строительных конструкций (НИИСК):

«Вопросом энергоэффективности в Украине нас заставляет заниматься не только условия жизни, положение экономики, ее энергетическое состояние, но и мировое сообщество.

Стоит отметить, что Украина с 2011 года является подписантом Соглашения об энергетическом сообществе. Отношение государства к этому Соглашению является показательным. Так, если в 2011-м году происходит обсуждение на всех уровнях важности этого подписания, то в 2012-м году – мы слышим от первых руководителей нашего государства, что нас это Соглашение не устраивает, и мы будем отзывать свое подписание. В 2013-м году Украина снова возвращается к необходимости документа. Но Соглашение предполагает собой принятие ряда сопровождающих документов. Во-первых, наличие Национального плана действий по энергоэффективности, которого мы до сих пор, во второй половине 2014-го года, не имеем. (НИИСК еще в 2012-м году выступил одним из разработчиков Национального плана действий по энергоэффективности, - Ред.) Во-вторых, принятие закона об энергоэффективности.

Все страны идут путем принятий законов об энергоэффективности. Польша, Болгария, другие страны. Украина же до сих пор имеет закон «Об энергосбережении» 1994-го года.

То есть, что касается нижнего уровня работы в этом направлении – она ведется. Интенсивно идет процесс разработки нормативной базы, принимаются новые энергоэффективные стандарты. А вот на высшем уровне, на уровне законодательства - у нас нет ничего. Было уже четыре попытки принять закон об энергоэффективности. Дважды были попытки принять законопроект, разработанный Кабмином, дважды - депутатским корпусом. Сейчас мы имеем попытку № 5 для того, чтобы создать очень важный законопроект об энергоэффективности. В основу законопроекта «Про  энергетическую эффективность зданий», разрабатываемого Минрегионом заложена Директива 31, (Директива Европейского парламента и Совета 2010\31\ЕС об Энергетической Эффективности Зданий (ДЭЭЗ) – Ред.), которая существует во всем европейском сообществе. 

Этот законопроект определяет правовые, организационные основы деятельности в сфере обеспечения энергетической эффективности зданий, строений и нацеленный на создание условий сокращения использования энергоресурсов в них. В законопроекте четко определены участники этого процесса: физические лица, ответственные исполнители по паспортизации и сертификации, субъекты хозяйствования, которые осуществляют управление и содержание здания, субъекты собственности, которые осуществляют финансирование и внедрение мероприятий. Государство в условиях рыночных отношений может только создавать правила, по которым должны работать все участники этого рынка. 

Что касается определенных законопроектом правил паспортизации и сертификации энергетической эффективности зданий, то следует отметить, что энергетическая паспортизация зданий уже проводится с 2007-го года. Но до сих пор на законодательном уровне она касалась  лишь одного из показателей энергоэффективности –  затрат на отопление. Сейчас мы видим, что для решения вопросов энергоэффективности зданий этого недостаточно: необходимо также учитывать затраты энергии на охлаждение зданий, горячее водоснабжение и т. д. И эти все показатели уже учтены в новых нормативах, разработанных Минрегионом. Но пока они не выведены на  высший уровень – уровень закона. 

В этом же новом законопроекте четко прописано, по каким характеристикам определяется энергоэффективность здания, и что такое энергоэфффективность здания.

Очень важной частью данного законопроекта является информационное обеспечение об энергоэффективности здания. Процедура сертификации энергетической эффективности здания, которая по определению законопроекта должна быть добровольной, но для государственных зданий – обязательной. В том числе, информированность об энергоэффективности здания касается не только новых построек, но и всего жилого фонда. Потребитель должен знать, сколько энергии потребляет дом, и сколько он будет за это платить во время эксплуатации жилья.

В законопроекте определен алгоритм обеспечения энергоэффективности здания, и в целом законопроект можно отнести к технократическим документам высшего уровня. При этом данный законопроект содержит и экономические принципы: неотъемлемой частью программы является стимулирование внедрения энергоэффективных механизмов при строительстве зданий и сооружений. В законопроекте четко прописано, что должно стимулироваться и за счет чего. Так, важным элементом энергоэффективности является качественная термореконструкция зданий, которую важно стимулировать льготным кредитованием. И стимулирование предусматривается лишь тех проектов, которые действительно соответствуют нормам энергоэффективности зданий, уменьшению потребления энергии.»

<< Назад