Участники Ассоциации

Концерн BASF: высокие результаты по итогам 2011 года и амбициозные цели на 2012 год

Концерн BASF: высокие результаты по итогам 2011 года
и амбициозные цели на 2012 год

По итогам 2011 г. концерн BASF значительно превзошёл рекордные показатели 2010 года по объёмам продаж и доходов, и вновь вышел на высокие показатели прибыли на вложенный капитал. По сравнению с 2010 г. продажи выросли на 15% - до 73,5 млрд. евро. Все регионы внесли свой вклад в увеличение продаж. Величина прибыли от основной деятельности (EBIT) до учёта специальных статей составила 8,4 млрд. евро (прирост на 4%), а показатель EBIT увеличился почти на 11% - до 8,6 млрд. евро.

Выступая на ежегодной пресс-конференции, председатель Совета директоров BASF д-р Курт Бок сказал: `2011 год стал очень успешным для концерна BASF. Соответственно, мы не отказываемся от своей политики повышения дивидендов, и предлагаем общему собранию утвердить выплаты в размере 2,50 евро на одну акцию. Это на 0,30 евро, или на 13,6% больше по сравнению с предыдущим годом`.

В IV квартале объём продаж составил около 18,1 млрд. евро – это выше, чем год тому назад, и выше, чем в 3 квартале 2011 года. Вместе с тем, замедление темпов экономического роста в течение года отразилось на показателе EBIT (до учета специальных статей), который снизился на 14% по сравнению с четвертым кварталом 2010 г. – до 1,5 млрд. евро. Тенденции, наблюдавшиеся в начале второго полугодия, сохранились до конца 2011 года. Клиенты стали осмотрительнее подходить к закупкам, снизили объёмы своих товарно-материальных запасов, и отложили новые заказы в ожидании возможного экономического спада, способного привести к снижению цен.

Главный финансовый директор концерна BASF д-р Ханс-Ульрих Энгель отметил устойчивость потоков денежных средств от основной деятельности. `Данный показатель достиг 7,1 млрд. евро, что превосходит высокий уровень, достигнутый годом ранее`, - сказал он. Кроме того, увеличились показатели чистой прибыли. Расширение бизнеса и повышение цен привело к увеличению объёма финансовых средств, `связанных` в виде чистого оборотного капитала.

Выплаты, связанные с собственностью, оборудованием и нематериальными активами (капитальные затраты), составили 3,4 млрд. евро, что превысило уровень прошлого года на 862 млн. евро. В число проектов, связанных со значительными капитальными затратами, реализация которых была начата в 2011 г., вошли: расширение предприятия BASF в Нанкине, КНР, строительство заводов по производству метиламина в Гейсмаре, шт. Луизиана, и олеума в Антверпене, Бельгия, а также расширение европейской сети газовых трубопроводов.

Прогнозы на 2012 г.

При подготовке прогноза на 2012 г. специалисты BASF исходили из следующих экономических условий:

  • Экономический рост на мировом рынке сохраняется на уровне 2011 г. (+2,7%)
  • Существенный рост производства химической продукции (за исключением лекарственных препаратов) (+ 4,1%)
  • Среднегодовой курс обмена 1,30 долл. США / 1 евро
  • Среднегодовая цена на нефть (Brent) – 110 долл. США/баррель

Курт Бок отметил: `Мы полагаем, что, несмотря на слабый рост в начале 2012 г., в течение года показатели улучшатся. Существующая на рынке неопределенность, связанная с кризисом суверенного долга, прежде всего, в Европе и США, снижает ожидаемые темпы роста. Позитивное развитие химического рынка снова ожидается в основном за счет рынков развивающихся стран.

BASF планирует увеличить объем выручки без учета влияния сделок по продаже и покупке активов. Концерн планирует превысить рекордные показатели выручки и EBIT (без учета единовременных статей) 2011 г. Плановых показателей доходности концерн рассчитывает достичь в том числе за счет возобновления добычи нефти в Ливии, а также роста объемов химического бизнеса.

В 2012 году концерн BASF планирует увеличить объем вложений в НИОКР до уровня 1,7 млрд. евро (2011 г. – 1,6 млрд. евро).

Курт Бок отметил: `В 2012 г., как и раньше, мы планируем добиться высокого показателя доходности в расчете на стоимости капитала. Возможно, что в первой половине 2012 г. мы не сможем показать столь же высокие результаты, что и в первых двух кварталах 2011 г. В то же время во второй половине мы надеемся превзойти результаты предыдущего года`.

Итоги IV-го квартала: рост продаж почти во всех сегментах

В сегменте химикатов рост цен во всех подразделениях привёл к увеличению показателей продаж в четвертом квартале 2011 года. Кроме того, позитивно сказалась передача бизнеса по выпуску стирольной продукции в структуру совместного предприятия Styrolution – поскольку реализация этилена данному СП с 1 октября 2011 г. стала учитываться по статье `продажи третьим сторонам`. Вследствие ослабления спроса и текущего удорожания сырьевых материалов прибыль EBIT до учёта специальных статей снизилась по сравнению с 4 кв. 2010 года. В целом за 2011 г. продажи в сегменте химикатов выросли на 14% - примерно до 13 млрд. евро, а EBIT до учёта специальных статей – на 6% (до 2,4 млрд. евро).

Несмотря на снижение объёмов реализации по основным линейкам продукции, поступления от продаж в сегменте пластмасс увеличились за счёт повышения цен, которое затронуло, главным образом, специальные наименования полимеров. Что касается подразделения инженерных пластмасс, то здесь рост спроса в Северной Америке (в первую очередь – со стороны автомобилестроительных компаний) компенсировал падение объёмов в странах Европы и Азии. Показатель EBIT до учёта специальных статей заметно снизился; это было обусловлено уменьшением маржи вследствие ослабления спроса и увеличения затрат на сырьё (особенно на толуилендиизоцианат). В целом по итогам 2011 г. продажи в сегменте пластмасс выросли на 12% - примерно до 11 млрд. евро, в то время как EBIT до учёта специальных статей снизился на 1,2 млрд. евро по сравнению с высоким прошлогодним уровнем.

В сегменте специальных продуктов зафиксирован 19%-ный рост продаж по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года. Этот результат был достигнут благодаря интеграции бизнеса компании Cognis, а также по причине роста цен на продукцию всех подразделений. Снижение объёмов реализации, составившее около 6 процентов, затронуло, прежде всего, подразделение продукции для бумажной промышленности и подразделение специальных химикатов. Прибыль EBIT (до учёта специальных статей) упала на 25%, что было обусловлено двумя причинами: затратами на интеграцию бизнеса Cognis и уменьшением маржи в связи с интенсивной конкуренцией. В целом за год продажи в данном сегменте увеличились на 28% - до 15,7 млрд. евро, а показатель EBIT до учёта специальных статей достиг 1,7 млрд. евро (прирост на 11%).

Объёмы реализации в сегменте функциональных решений выросли на 6% на фоне растущего спроса со стороны автомобилестроителей на каталитические нейтрализаторы выхлопных газов и автомобильные покрытия. Оживление спроса в строительной отрасли оказалось незначительным, и коснулось преимущественно Северной Америки и развивающихся азиатских рынков. Продажи в 4 квартале по сравнению с аналогичным периодом 2010 года выросли на 12 процентов. Прибыль EBIT (до учёта специальных статей) увеличилась более чем вдвое – благодаря хорошим результатам, достигнутым в подразделении катализаторов и подразделении покрытий. По итогам 2011 года в целом объём продаж в сегменте функциональных решений составил 11,4 млрд. евро (+ 17%), а EBIT до учёта специальных статей – 559 млн. евро (+ 20%).

По итогам 4-го квартала продажи в сегменте решений для сельского хозяйства несколько снизились по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Это было связано, в частности, с оптимизацией портфеля предложений, а также с предварительными закупками заказчиков из Южной Америки, выполненными в течение третьего квартала. Продажи в Европе в конце года получили подкрепление от позитивной динамики бизнеса во Франции; что касается Северной Америки, то здесь увеличились поступления от реализации фунгицидов. Показатель EBIT до учёта специальных статей остался примерно на прошлогоднем уровне, несмотря на рост финансирования научно-исследовательской деятельности и увеличение коммерческих расходов. Итог 2011 года: продажи выросли на 3% (до 4,2 млрд. евро), а EBIT до учёта специальных статей – на 8% (до 810 млн. евро).

В сегменте нефти и газа отмечено увеличение продаж на 33 процента. Оно было связано с общим удорожанием энергоносителей, а также с увеличением объёмов реализации в подразделении торговли природным газом. В середине октября возобновилась работа на нефтяных месторождениях в Ливии. Темпы нефтедобычи здесь вначале составляли 20.000 баррелей в сутки, а к концу года выросли до 60.000 баррелей в сутки. В четвертом квартале показатель EBIT до учёта специальных статей в данном сегменте уменьшился на 4% - по причине снижения показателей добычи нефти в Ливии по сравнению с предыдущим годом. Впрочем, падение объёмов было частично компенсировано за счёт удорожания `чёрного золота`. По итогам 2011 года в целом продажи в сегменте нефти и газа выросли на 12% (до 12,1 млрд. евро), а EBIT до учёта специальных статей `потерял` 13%, снизившись до 2,1 млрд. евро.

В сегменте `Прочие` было отмечено падение объёмов продаж на 30%, вызванное передачей бизнеса по производству стирольной продукции в структуру совместного предприятия Styrolution, начиная с 1 октября 2011 г. В финансовой отчетности доля BASF в этом совместном предприятии отражена как акционерный капитал. Таким образом, стирольная продукция вошла в статистику по продажам и прибылям сегмента `Прочие` лишь частично, т.е. за первые девять месяцев 2011 года. В четвертом квартале EBIT до учёта специальных статей вырос на 128 млн. евро, что отражает поступления от сделки по отчуждению стирольного бизнеса (593 млн. евро). В целом за 2011 г. продажи в данном сегменте увеличились до 6,3 млрд. евро. Показатели прибыли – как EBIT до учёта специальных статей, так и EBIT – остались отрицательными, но улучшились по сравнению с предыдущим годом (соответственно -648 и -404 млн. евро, -707 и -178 млн. евро).

Компания: БАСФ

<< Назад