Участники Ассоциации

Публикации

Компания здравого смысла

Немецкому химическому концерну BASF в этом году исполняется 145 лет. Празднование юбилея, на которое Представительство BASF SE в Украине пригласило своих партнеров, состоялось в Киевском гольф-клубе.

Леся Калиновская, ПД

Организаторы не поскупились на угощение и развлекательную программу – зажигательные виртуозные танцы чередовались с не менее зажигательной синхронной игрой на балалайке и аккордеоне.

На ежегодной встрече бизнес-партнеров (Глава Бизнес Центра BASF Россия Сергей Андреев, Глава представительства BASF в Украине Екатерина Агафошина)
На ежегодной встрече
бизнес-партнеров (Глава Бизнес Центра BASF Россия Сергей Андреев, Глава представительства BASF в Украине Екатерина Агафошина)
Приветственное   слово   Главы  бизнес-центра  BASF  России  и  СНГ, г-на Андреева Сергея Владиславовича, и последующее вручение дипломов наиболее отличившимся друзьям компании настроило всех присутствующих на торжественный лад.

Гости с азартом хлопали в такт композициям «We will rock you» и «Show must go on» в исполнении победителей конкурса «Україна має талант». А эксцентричный ведущий вечера, КВНщик из «ЧП Минск» Дмитрий Танкевич, держал руку на пульсе событий и не давал приглашенным скучать ни секунды.

Кстати, в апреле 2010 года представительство в Украине переехало в новый офис, и это стало еще одним поводом отметить праздник. В уютном помещении на Набережно-Крещатицкой мы буквально с самолета перехватили Главу Бизнес-Центра BASF Россия и СНГ Сергея Андреева, чтобы задать ему несколько вопросов.

- Сергей Владиславович, в этом году концерну исполняется 145 лет. За это время компания трансформировалась в транснациональную корпорацию и поставляет свою продукцию заказчикам из практически всех отраслей промышленности. Что Вы можете сказать относительно перспектив ее дальнейшего роста?

Компания была создана в 1865 году. Хочу напомнить, что BASF – это аббревиатура от Badische Anilin und Soda Fabrik – «Баденская анилиновая и содовая фабрика». Ее история началась с производства текстильных красителей. В 30-х годах XIX века в Германии начался быстрый рост текстильного производства, породивший потребность в красителях. Имевшихся природных красителей было недостаточно для того, чтобы удовлетворить спрос, и усилия ряда европейских ученых были направлены на получение красителей химическим путем. BASF создавался как компания, способная осуществлять все этапы производственного процесса, – от производства сырья и вспомогательных продуктов до промежуточных продуктов и красителей. Изобретение новых искусственных красителей стало своего рода первым инновационным прорывом, эрой в истории становления BASF. Таких прорывов в истории BASF было несколько. Последующие были связаны с началом производства минеральных удобрений, синтезом стирола и разработкой полимерных соединений.

Говоря о росте, я бы выделил два направления. Во-первых, органический рост: на рынке в настоящее время существует достаточно возможностей для внедрения инноваций. Это касается как полимеров, так и химии для производства бумаги, строительной, автомобильной отраслей. Во-вторых, компания много

Сергей Андреев участвует в закладке первого камня нового завода
Сергей Андреев участвует в закладке первого камня нового завода "РусВинил"
внимания уделяет аквизициям. Вы знаете о приобретении BASF подразделения строительной химии компании Degussa, компании Engelhard, швейцарского химического холдинга Сiba. Летом 2010 года была приобретена еще одна компания – Cognis. Делая эти приобретения, BASF, прежде всего, преследует цель оптимизировать портфель продуктов. В химической отрасли одну и ту же линейку продукции зачастую предлагают несколько компаний, которые конкурируют между собой по цене, в результате чего рынок становится   низкомаржинальным.   Поэтому BASF старается переходить на выпуск инновационных продуктов с высокой добавленной стоимостью. Путем приобретения компаний – лидеров в своих областях концерн укрепляет свои позиции в разных отраслях промышленности. Engelhard усилил позиции BASF в автомобильной отрасли, Ciba – в сегменте специальной химии и т.д. Интеграция Ciba завершилась полностью, расширив линейку продуктов для производства бумаги, для водоочистки и водоподготовки, направление добавок для полимеров.

Кроме того, в BASF существуют пять так называемых кластеров роста: нанотехнологии, биотехнологии, «белые» промышленные технологии, возобновляемые сырьевые материалы и управление энергией. Компания считает их наиболее перспективными с точки зрения будущего роста и осуществляет масштабные исследования по данным направлениям.

Тема управления энергией – повышения энергоэффективности, например, - становится все более актуальной и для России, и для Украины. BASF активно работает в области ветряной и солнечной энергии, энергии на основе топливных элементов. Внедряет новые технологии в строительстве, позволяющие существенно сократить затраты на отопление дома или превратить его в «пассивный», отапливающий себя самостоятельно.

Новые тренды создают новые рынки, и мы делаем все, чтобы использовать открывающиеся возможности.

- Сергей Владиславович, если бы можно было компанию охарактеризовать одной фразой, что бы Вы сказали о BASF?

Отвечая на этот вопрос, я процитирую моего первого руководителя. Когда я только начинал свою карьеру, он сказал мне: «Сергей, BASF – это компания, обладающая большим здравым смыслом (Скорее всего, его первый руководитель говорил не по-русски (это ведь интернациональная компания) – в русском языке здравый смысл не измеряется: он или есть, или его нет)». Действительно, во всем, что мы делаем на протяжении многолетней истории, можно найти подтверждение этих слов.

- В чем, на Ваш взгляд, секрет успеха компании? Это удачная маркетинговая стратегия, человеческий фактор?

Главный секрет успеха – это, конечно же, люди. Характерной чертой BASF является и грамотная организация. Компания имеет матричную структуру, с четко обозначенными и прописанными процессами, начиная от порядка приобретения автомобилей и заканчивая инвестициями. BASF выстраивает свое региональное присутствие на основе платформы – так называемого бизнес центра, который 

«РусВинил» начинает строительство по производству ПВХ
«РусВинил» начинает строительство по производству ПВХ
обеспечивает всевозможную поддержку для входящих в него регионов. Помимо перечисленных преимуществ, позволяющих избежать ошибок и обеспечивающих финансовую устойчивость, компания дает хорошие возможности для проявления предпринимательского духа, инициативы и развития каждого сотрудника. Считаю, что это также является одним из залогов успеха.

Помимо этого, у BASF есть своего рода ноу-хау, оно обозначается немецким словом «Verbund» и представляет собой обратно интегрированный производственный комплекс. Основные производственные площадки BASF, расположенные в Европе, Америке и АТР, выстроены по этому принципу. Каждая из них насчитывает сотни заводов, производящих различную продукцию, но все они пользуются одними источниками сырья, очистными сооружениями, кроме того, продукция одних может быть использована в качестве сырья для других заводов. Подобная организация производственных процессов дает огромную экономию.

- Насчет преимуществ… Как отразился финансовый кризис на Вашей компании, ее отдельных сегментах?

Если бы я сказал, что никак не отразился, это было бы неправдой. Падение продаж составляет около 20% по итогам 2009 года. Кризис наступил достаточно стремительно и в течение буквально трех месяцев захлестнул весь мир. Для нашей компании он оказался наиболее ощутим в автомобильном и строительном сегментах. Пострадало не только автомобилестроение, но и смежные отрасли, вся система поставщиков…

К чести BASF, мы очень быстро приняли меры и в 2008-2009 годах привели нашу систему затрат в России и странах СНГ, в частности, в Украине, в соответствие с теми реалиями, которые возникли на рынке. Тогда трудно было предположить, что в четвертом квартале 2008 года уже что-то начнет меняться. Все рассчитывали, что это продлится 2-3 года.

- Кстати, по поводу сокращения расходов. Насколько нам известно, был продан бизнес полиолефинов. С чем это было связано?

Производство полиолефинов – это как раз продукт из разряда тех, о которых было сказано выше, – предлагаемых целым рядом поставщиков и не имеющих высокой добавленной стоимости. Но наш бизнес – совместное предприятие Shell и BASF, компания Basell, – был продан в 2005 году, задолго до кризиса 2008 года.

Интересный момент: в контексте сокращения расходов компанию Ciba мы приобрели в конце 2008 года, в самый разгар кризиса. Можете себе представить, мы интегрировали компанию, которая нам обошлась в сумму около 4 млрд евро! Но мы справились, что еще раз продемонстрировало высокую устойчивость BASF. Ведь расходы на интеграцию Ciba составили около 800 млн евро, причем основные затраты пришлись как раз на 2009 год. Конечно, было сложно, но я не знаю ни одного проекта, от которого BASF отказался бы во время кризиса. Как видите, даже наоборот.

- Что Вы скажете относительно новых проектов, уже посткризисных? Насколько нам известно, в 2010 году SolVin совместно с «Сибуром» должны были запустить про изводство ПВХ и каустической соды…

Да, действительно, этот проект был запланирован давно, но сроки его реализации были сдвинуты из-за кризиса. Тем не менее, в июле этого года произошла торжественная церемония закладки первого камня. Мощности данного предприятия рассчитаны на производство около 330 тысяч тонн ПВХ, с возможностью увеличения до 500 тыс., и 235 тыс. тонн каустической соды в год. Это очень интересный проект. Его реализация может стать импульсом для развития в Нижегородской области таких направлений, как строительство, производство медицинской техники, автомобилестроение. Процесс идет, ввод предприятия в эксплуатацию намечен на 2013 год.

- Еще один масштабный, успешно работающий проект в области производства полиуретанов – совместное предприятие BASF Polyurethanes GmbH и ОАО – ООО «Эластокам». Каковы его перспективы и состояние дел на сегодняшний день?

ООО «Эластокам». Высококачественные полиурет технологии разрабатывают здесь
ООО «Эластокам». Высококачественные полиурет 
технологии разрабатывают здесь
В этом году мы отмечаем десятилетие ООО «Эластокам». За время работы на рынке России и стран СНГ компания заняла лидирующую позицию в области технологий полиуретанов и достигла значительных результатов: построена современная высокотехнологичная производственная площадка в г.Нижнекамске, освоено производство высококачественных полиуретановых компонентов, открыто три сбытовых подразделения в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнекамске, выстроены партнерские отношения со многими предприятиями, перерабатывающими полиуретановые системы. Такие марки как Elastopor® H, Elastoflex®, Elastocoat® применяются российскими компаниями, работающими в строительной, холодильной, автомобильной и мебельной промышленности.

Полиуретан – современный материал, потребление которого, согласно прогнозам, будет неизменно расти. Поэтому для всех, кто работает в области производства и реализации сырьевых материалов для пенополиуретанов, существует огромное поле деятельности. Наша цель – расширять и развивать производство полиуретановых материалов в России, чтобы удовлетворить растущие потребности заказчиков на всем постсоветском пространстве. «Эластокам» движется в русле мега-трендов, существующих на рынке. Приведу пример. Одним из приоритетов государственной политики России в настоящее время является энергоэффективность. BASF участвует в проектах по энергосбережению во многих странах мира. В России концерн намеревается принять участие в проекте «Екатеринбург – энергоэффективный город». В его рамках планируется разработать модель энергосбережения для участка коммунальной теплосети Екатеринбурга протяженностью около 2 км с использованием продукции ООО «Эластокам». При условии применения

Официальный запуск производства ООО «Эластокам»
Официальный запуск производства ООО «Эластокам» 03.06.2003.
слева Dr.Reinhard Leppkes, Geschaftsfuhrer der Elastogran GmbH, справа Бусыгин Владимир Михайлович, генеральный директор ОАО «Нижнекамскнефтехим»
полиуретановой изоляции Elastopor® H, экономия энергии при транспортировке тепла через трубопровод может составить до 98%.

- А что Вы можете сказать насчет совер шенно новых разработок, еще не постав ленных на поток»?

Скажу два слова о некоторых продуктах, которые мы продвигаем в нашем регионе. Это инновационный материал Neopor®, обладающий уникальными теплоизоляционными свойствами, превосходящими примерно на 20% теплоизоляционные свойства обычных материалов при рав ных условиях эксплуатации. Применение Neopor® позволяет существенно сокра тить затраты на отопление дома. Это звукоизоляционные материалы, в частности, Basotect®, который, к примеру, применяется для звукоизоляции при строительстве метрополитена.

В Украине мы активно осваиваем сегмент строительной химии - промышленные полы (MASTERTOP®), средства ремонта и защиты бетона (EMACO®). Еще одна интересная тема - автомобильные комплектующие из пластика. В основном она актуальна для российского рынка, но мы надеемся, что в будущем станет таковой и для Украины. Перспективным продуктом для украинского рынка являются добавки для производства полимеров. В данный момент мы сотрудничаем по этому направлению с компанией «Линик». Несмотря на минувший кризис, мы рассматриваем Украину как перспективный рынок, работа на котором способна принести пользу как самой Украине, так и нашей компании.

<< Назад